Иван Ефремов говорит: "Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения." Действительно, слово нравственность здесь как нельзя кстати. Только оно было подобрано Ефремовым интуитивно, бессознательно. Иначе вместо "нравственности" он употребил бы "сознательность". Ведь все упоминаемые им разрушения творились, как ни парадоксально, с самыми благими намерениями. Нравственность не является игрушкой моралистов. Нравственность обозначает высокий уровень владения нравами, культурно-практическое оснащение личности. Нравственность подразумевает системный и сознательный ответ на те или иные проявления внешнего мира, который был сформирован с помощью естественного отбора многообразных схем поведения индивида. Потому в основе нравственности, прежде всего, чрезвычайный адаптационный потенциал, нравственность эволюционно обусловлена; её наличие повышает вероятность успешности, как личного, так и социального опыта, контакта вне зависимости от конкретных заданных условий. Символический порядок нравственного человека - особый словарь его психического устройства, - предельно точен. С его помощью он понимает, как именно читать и реагировать на ту или иную ситуацию действительности. Как правило, вне зависимости от культурного кода, нравственный человек мгновенно распознаёт свою роль в иерархии соответствующих отношений, будь то семейные, профессиональные или нейтрально-межличностные. Наличие нравственности отвечает за плавный и постоянный характер развития общества, высокий уровень взаимного доверия и низкую напряженность. Лишь такое прочтение нравственности позволяет понять его подлинный смысл и то, что без преемственности поколений нравственность невозможна. А без нравственности, как особого маркера, невозможна и сознательность – разумность. Разумность – это особый окрас интеллектуальности. Можно решать сложнейшие головоломки, но испытывать удручающую практическую импотенцию при общении и своевременном реагировании на те или иные знаки, возникающие в отношениях разновидности человек-человек или человек-общество. Разумность, потому, всегда предполагает гуманность. Это особым образом конфигурированный интеллект, который сам по себе, в сыром виде, всегда нейтрален и прямолинеен, поскольку цепляется за первую схему поведения, обеспечивающую его выживаемость. При этом гуманный разум равнозначен высочайшему интеллекту, возможности ориентироваться в бушующем океане при выключенном свете звёзд. На современном уровне развития нравственность общества пока ещё остаётся локальной. Она включена в национальные, конфессиональные, идеологические, профессиональные процессы. (Даже сам Ефремов попадает в ловушку, когда, выражаясь в рамках национального феномена, говорит о русском значении слов нравственность и честь. Никакой немецкой, коммунистической, христианской, врачебной и каких бы то ни было ещё нравственностей быть не может, что в противном случае означало бы пассивную роль человека в её отношении, её последующее превращение в закон, доктрину и должностную инструкцию. Тогда человек будет нравственным лишь по расписанию; видеть в нравственности не то, благодаря чему он жив, но то, за что ему платят.) В них ясна роль соответствующих идентичностей: американца или русского, мусульманина или буддиста, либерала или консерватора, врача или преподавателя, но роль человека крайне размыта. Потому всё чаще возникают конфликты на почве неспособности распознать тот или иной генерируемый сторонами знак в процессе осуществления их отношений, которые всегда, прежде всего, социальные, человеческие, межличностные, и лишь на включённом в них, более низком уровне, приобретают свойство более частного процесса. Преодоление данной проблемы – противоречия сложных сигнальных систем, – одна из задач, которую Разумная Материя ставит перед собой для достижения своих целей – гармонизации общества и гуманизации экономики. Каким образом? Следите за нашими материалами. Разумная Материя и равный редактор #РазумнаяМатерия #нравственность #ефремов #intelligentmatter #savehuman #tmrkiant #СимволическийПорядок #СигнальнаяСистема